За сколько можно выучить английский язык – это вопрос, которым задаются многие, кто только начинает осваивать иностранную речь. Дать однозначный ответ на вопрос невозможно, но приблизительный срок можно определить путем учета личностных и объективных факторов.
Что определяет срок обучения
Первое, что определяет длительность обучения, это личная заинтересованность ученика в освоении материала. Например, при планировании переезда за границу люди в течение полугода изучают то, что другие проходят годами, потому что есть конкретная цель и системность.
Однако есть и другие компоненты, влияющие на срок освоения английского.
Факторы учебной среды
Учебная среда – это то, что окружает человека во время обучения: преподаватели, учебные пособия, однокурсники. Она формирует мышление, навыки и принципы усвоения новой информации, а это влияет на скорость и эффективность образовательного процесса.
Наличие качественных учебных материалов
Проверенные учебники и пособия гарантируют не только актуальность, но и познавательность информации. Например, учить грамматику по старым сборникам бессмысленно, поскольку язык – динамичная система, в которой постоянно что-то меняется.
Кроме того, в современных учебных материалах по изучению языка лексика и пунктуация преподносится равномерно по тематическим блокам: путешествия, семья, шоппинг и многое другое. Так, изучать информацию становится гораздо интереснее, нежели обыкновенным заучиванием фразовых глаголов и речевых оборотов.
Какой именно учебник выберет ученик или преподаватель абсолютно не важно, главное, чтобы на обложке была пометка «Oxford University Press». Это издание преподносит самую достоверную и современную информацию. Также в книгах Оксфордского Университета уделяется внимание всем блокам: грамматике, аудированию, письму и говорению.
Хорошие серии учебников для начинающих с постепенным повышением уровня:
- Solutions;
- Speakout;
- English File;
- English Unlimited;
- Insight.
В комплекте желательно приобретать рабочие тетради и справочные материалы того же издания, чтобы закреплять изученную информацию.
Учебники на русском языке лучше не выбирать, они мешают полному погружению в языковую среду.
Наличие книг и аудиоматериалов для учащихся
Кроме учебной литературы рекомендуется изучать в том числе художественную. В книжных магазинах можно найти специальные издания для изучения английского. Произведения часто сортируются по уровню: от A1 до C2. В них можно найти интересную и необычную лексику, которая обогатит словарный запас.
Прослушивание иностранной речи необходимо, чтобы впоследствии вести полноценный диалог с носителем. В британском и американском английском языке присутствует характерный акцент, из-за которого не сразу можно легко различить слова во время диалога. Поэтому рекомендуется слушать специальные аудиоматериалы, которые часто идут в комплекте с учебником.
В качестве полезного развлечения можно слушать и переводить песни, подкаты и сериалы на иностранном языке.
Возможность найти преподавателя
Преподаватель необходим для тех, кто изучает английский язык с нуля. В особенности, если это вообще первый опыт освоения иностранной речи. В начале пути ученики теряются: не знают, с чего начать учить язык, какие пособия и дополнительные материалы использовать, как лучше произносить то или иное слово. Учитель же составит индивидуальную программу в зависимости от запросов ученика, будь то подготовка к международным экзаменам или просто способность общаться на английском языке.
Более того, преподаватель станет не только наставником для ученика, но и мотиватором продолжать обучение. Через пару месяцев энтузиазм может угасать. Однако учитель будет постоянно заряжать энергией на продолжение пути.
Возможность общаться с носителями языка
Во время общения с носителем языка ученик развивает навыки аудирования и говорения. Регулярное восприятие живой иностранной речи способствует быстрой адаптации в среде.
Часто носители могут быть и источником новых фраз, иностранного сленга и необычных речевых оборотов. Причем изучение этих языковых единиц невозможно по учебникам, ведь живая речь постоянно меняется.
Сейчас существуют сервисы, где можно найти учителя или просто друга из-за рубежа. Если вы находите преподавателя-иностранца, то это полностью исключает родную речь в диалоге.
Методики преподавания
План занятий должен строиться индивидуально в зависимости от конечной цели. Если ученик хочет просто свободно общаться на английском языке, то нет смысла давать ему сложный грамматический материал. Напротив, когда основное желание – научиться писать, то частые аудирования и речевые упражнения будут только демотивировать.
Существует несколько методик преподавания иностранных языков:
- Грамматико-переводной. Суть заключается в освоении правил языка с целью последующего применения для перевода текста. Образовательный процесс строится вокруг выполнения упражнений. В основном применяется для изучения мертвых языков и профессиональных терминов.
- Аудио-лингвальный. Метод представляет собой заучивание диалогов, он не дает системный подход к изучению материала. С его помощью можно запомнить основные фразы, которые пригодятся в узких случаях. Аудио-лингвальный метод можно использовать как дополнение к основному курсу.
- Прямой. Исключает наличие родной речи в процессе обучения, за счет чего ученик полностью погружается в языковую среду. Преподаватели используют жесты, мимику, иллюстрации, схемы для объяснения материала. Ученик вынужден начать понимать язык и его правила.
- Проектный. Учитель ставит задачу из реальной жизни. Ученики должны предложить релевантный план действий. Суть в том, что в ходе решения задачи нужно использовать недавно изученную грамматику или лексику. Так, равномерно развиваются все навыки, позволяющие освоить язык.
- Гипотеза понимаемого входного материала. Ядро системы – постоянное чтение и аудирование. Есть гипотеза, что ученик рано или поздно начнет понимать речь, если слова и конструкции в предложениях повторяются. В современных школах такой метод используют для объяснения грамматического материала.
- Чтение. Постоянное изучение печатного материала на изучаемом языке. Подходит для расширения словарного запаса, когда уже есть базовые знания.
- Молчание. Учитель изначально не говорить, он использует в работе цветные таблицы, в которых каждый звук обозначается определенным цветом. Учение ассоциативно воспринимает данные и затем применяет их для построения слов и предложений. Ученые ставят под сомнение, реально ли это самостоятельный эффективный метод.
Это основные траектории, которые в разной степени применяются учителями. Как правило, методики комбинируются друг с другом, чтобы обучающийся получил все желаемое от обучения.
Факторы, связанные с самим учеником
Нет людей, которые не способны освоить иностранный язык, но есть особенности нервной системы, влияющие на усвоение материала.
Предыдущий опыт изучения языков
Плохой преподаватель, скучная программа, неприятное окружение – все это оставляет неприятный след в памяти. На подсознательном уровне образовательный процесс ассоциируется с негативным опытом, что понижает мотивацию продолжать обучение.
Нужно найти то, что будет по-настоящему вдохновлять на освоение нового материала.
Мотивация
В моменте люди решают поменять свою жизнь: вставать в 6 утра, бегать и, конечно же, учить английский. Однако такая мотивация не длится долго, энтузиазм быстро исчерпывается.
Чтобы такого не происходило, нужно постепенно внедрять привычки в рутину.
Мотивация не работает: важна дисциплина и системность. Тогда отсутствие настроения не станет помехой к прохождению новой темы, ведь у есть конкретный план, которого нужно придерживаться.
Здоровье
Психоэмоциональное состояние также может создавать дополнительные условия для освоения учебного материала. Например, наличие зависимостей снижает уровень концентрации и повышает рассеянность. Похожие симптомы есть и у учеников с депрессией, СДВГ.
Интроверт vs экстраверт
Экстраверту проще завести диалог, он не чувствует смущения и стеснения. Свободный разговорный английский им дается легко, особенно при занятиях в группе.
Интроверты, напротив, чувствуют себя скованно. Им больше нравятся самостоятельные, парные занятия или уроки наедине с преподавателем.
Возраст
Дети быстро усваивают новую информацию. На изучение английского языка им понадобится гораздо меньше времени, чем взрослому.
Однако это означает, что у человека старше количество часов, затраченное на освоение материала, чуть больше, чем у того, кто младше.
В какой момент можно сказать, что ученик освоил иностранный язык
Уровень английского языка ранжируется от A1 (beginner) до C2 (advanced). Его можно определить при сдаче экзаменов, например, международных IELTS или TOEFL.
Полностью освоенный язык – уровень C2, однако этот показатель предполагает знание всей сложной грамматики и лексики. Для обычного ученика, который хочет разговаривать, читать, писать и слушать на английском языке достаточно C1 или B2.
Cтандартный срок изучения языка на курсах
На освоение каждого уровня на курсах английского языка требуется:
- A1 – A2: 60 – 200 часов, 6 – 18 месяцев;
- B1 – B2: 360 – 650 часов, 2 – 4 года;
- C1 – C2: 1000 – 1200 часов, 6 – 8 лет.
Данные указаны с учетом периодичности занятий 3 раза в неделю. Чем чаще практика – тем быстрее результат.
Реально ли выучить английский за: месяц/неделю/24 часа
За неделю и за сутки освоить иностранную речь невозможно.
Однако за месяц при ежедневных интенсивных занятиях можно выучить основную грамматику и лексику языка. Этих знаний хватит, чтобы спрашивать адрес и направление пути во время путешествий. Для комплексного изучения требуются большие сроки.